Е.И Боярских
педагог-организатор
Толерантность
как условие
подготовки
будущих
профессионалов
В работе классного руководителя понятие «толерантность»
является одним из основных понятий при выборе воспитательного маршрута, как в
целом для всей группы, так и отдельных её членов.
На современном этапе развития начального и
среднего профессионального образования
мы говорим не только о подготовки специалиста, но и о формировании личности, профессионально и
социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях
меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к
созиданию.
Кроме того, мы имеем в виду конкурентоспособную
личность – личность, для которой
характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, к лидерству в условиях
соперничества.
Конкурентоспособность молодого специалиста
напрямую зависит от умения проявлять
активность, инициативу,
коммуникабельность, организационно-управленческие навыки, принимать самостоятельные
решения, брать ответственность за своё профессиональное становление.
Рассмотрим модель будущего специалиста. Помимо
профессиональной компетенции, студент должен обладать такими качествами, как:
1 самодисциплина,
2 гражданская ответственность,
3 предприимчивость,
4 владение навыками межличностного общения,
5 способность к анализу, рефлексии и саморазвитию,
6 креативность,
7 толерантность.
Видим, что развитие, воспитание в студентах
толерантного поведения является одним из важнейших факторов становления будущего
профессионала.
Что же такое толерантность?
Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам,
мнениям, идеям, верованиям. Готовность благосклонно признавать, принимать
поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.
При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и
не одобряются.
Смысловая разница очевидна: «терплю» с трудом, в ущерб
себе что-то неприятное; «отношусь толерантно» — сам так делать не буду, но признаю право других
поступать так, как среди них принято, понимаю их традиции, их культуру и т. п.
Важным условием является то, что для
формирования толерантности в образовательном учреждении не требуется пересмотра и реорганизации
всей системы образования, нет
необходимости даже во введении новых курсов или факультативов. Процесс
формирования толерантности должен быть «встроен» в целостный воспитательный и
образовательный процесс. Его нельзя рассматривать как отдельное направление
работы, так как это будет противоречить
естественности проявления толерантности.
Большим воспитательным потенциалом обладают
предметы гуманитарного цикла (литература, история и т.д.), эстетического цикла
(музыка, рисование и т.д.) и даже уроки
физической культуры.
Следует заметить, что работу по
формированию толерантности у студентов может осуществлять лишь тот
преподаватель, который сам способен осмыслить,
понять и принять толерантное поведение.
При выборе форм работы по
воспитанию толерантного поведения студентов, классному руководителю необходимо
помнить, что развивать толерантность – это значит, формировать
особые нравственные качества, отражающие активную социальную позицию и
психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами
иной социальной, национальной,
религиозной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.
|