Е.И Боярских
педагог-организатор
Толерантность
как условие подготовки
будущих профессионалов
В работе классного руководителя понятие «толерантность» является одним из основных понятий при выборе воспитательного маршрута, как в целом для всей группы, так и отдельных её членов.
На современном этапе развития начального и среднего профессионального образования мы говорим не только о подготовки специалиста, но и о формировании личности, профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.
Кроме того, мы имеем в виду конкурентоспособную личность – личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, к лидерству в условиях соперничества.
Конкурентоспособность молодого специалиста напрямую зависит от умения проявлять активность, инициативу, коммуникабельность, организационно-управленческие навыки, принимать самостоятельные решения, брать ответственность за своё профессиональное становление.
Рассмотрим модель будущего специалиста. Помимо профессиональной компетенции, студент должен обладать такими качествами, как:
1 самодисциплина,
2 гражданская ответственность,
3 предприимчивость,
4 владение навыками межличностного общения,
5 способность к анализу, рефлексии и саморазвитию,
6 креативность,
7 толерантность.
Видим, что развитие, воспитание в студентах толерантного поведения является одним из важнейших факторов становления будущего профессионала.
Что же такое толерантность?
Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются.
Смысловая разница очевидна: «терплю» с трудом, в ущерб себе что-то неприятное; «отношусь толерантно» — сам так делать не буду, но признаю право других поступать так, как среди них принято, понимаю их традиции, их культуру и т. п.
Важным условием является то, что для формирования толерантности в образовательном учреждении не требуется пересмотра и реорганизации всей системы образования, нет необходимости даже во введении новых курсов или факультативов. Процесс формирования толерантности должен быть «встроен» в целостный воспитательный и образовательный процесс. Его нельзя рассматривать как отдельное направление работы, так как это будет противоречить естественности проявления толерантности.
Большим воспитательным потенциалом обладают предметы гуманитарного цикла (литература, история и т.д.), эстетического цикла (музыка, рисование и т.д.) и даже уроки физической культуры.
Следует заметить, что работу по формированию толерантности у студентов может осуществлять лишь тот преподаватель, который сам способен осмыслить, понять и принять толерантное поведение.
При выборе форм работы по воспитанию толерантного поведения студентов, классному руководителю необходимо помнить, что развивать толерантность – это значит, формировать особые нравственные качества, отражающие активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной социальной, национальной, религиозной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.