Эссе « Моя педагогическая философия»
Жизнь есть не только подготовка к завтрашнему дню, но и непосредственная живая радость.
А.С.Макаренко
Талант учителя, как и мастера, раскрывается, если в процессе обучения ему удается увлечь ребенка, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, решить поставленную перед ним проблему. Важно, чтобы учитель признал за ребёнком право выбора, право быть самим собой, свободно высказывать свои мысли, делиться переживаниями. В этом случае создаются благоприятные психологические условия для определения собственной образовательной траектории, а в дальнейшем – верного жизненного пути.
Изучение и апробация новых педагогических технологий, форм и методов работы, имеющих конечной целью не только накопление знаний, умений и навыков профессиональной деятельности учащимися, но и приобретение способности к самообразованию, саморазвитию, формирование ценностей здорового образа жизни. Именно поэтому я применяю на уроках современные образовательные технологии, благодаря которым все учащиеся вовлечены в познавательную деятельность, мыслят, анализируют, обобщают, делают самостоятельные выводы и приобретают коммуникативные навыки и умения.
Мастер производственного обучения – это не только знаток своего предмета, не только психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность, способная к самосовершенствованию. Он готов к открытому диалогу, адекватен к критике в свой адрес, а также обладает чувством юмора, без которого работать с подростками очень трудно.
Вся моя жизнь связана с детьми. Свой педагогический путь я начала с самых азов, обучая грамоте малышей. Но мне хотелось не просто учить читать, писать, а чего-то большего. Я сама училась, постигая совершенно разные профессии и испытывая себя в разных ролях, пока не поняла, что хочу не просто снабжать детей информацией, но и делиться своим практическим опытом, зажечь искорку творчества, из которой родятся кулинарные шедевры. Я обучаю детей профессии повар. Творческие преобразования обучающихся наблюдаются через участие в научно-практических конференциях различного уровня, конкурсах профессионального мастерства, теоретических и практических семинарах и.п.
Повар должен уметь общаться с людьми, быть вежливым, терпеливым, выдержанным, выносливым, уметь обслуживать посетителей на профессиональном уровне, любить и уважать свою очень тяжелую и необходимую профессию.
Р. Рождественский
Земля еще и потому щедра,
Что в мире существуют повара!…
-1- Благословенны их простые судьбы,
А руки, будто помыслы чисты.
Профессия у них добра по сути:
Злой человек не встанет у плиты.
Надо быть умным, справедливым, естественным - вот и вся философия. Но главное, добрыми. Ни сентиментальным, а добрым. Добро само по себе активное движущее начало, а когда работаешь с детьми, доброта должна стать основополагающим профессиональным качеством.
Я не оговорилась насчет профессионального качества: доброта есть во всех нас от рождения, но с течением лет мы часто теряем её, а работая с детьми, теряем еще и сознательно, напуская на себя излишнюю строгость.
Активные процессы социальных преобразований требуют инициативного творческого специалиста, способного к восприятию новых идей и принятию нестандартных решений, к самостоятельному самоопределению. Формирование такого специалиста может осуществляться на основе систематической работы по развитию творческого потенциала профессионального исследовательского мастерства. Необходимо развить стремление обучающихся к творческим достижениям, способность к самореализации в инновационной деятельности.
Для того чтобы помочь обучающемуся, опираюсь на основное правило –
«Правило 7- У»:
«уверенность» - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его.
«успешность» - берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу ему;
«удивительность» - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»;
«убедительность» - уметь зажечь детские сердца, убедить их в правильном выборе профессии;
«уважительность» - необходимо взаимное уважение; уважаешь, мнение детей, они уважают твое.
«уравновешенность» - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать; «улыбчивость» - без чувства юмора жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.
Народная мудрость гласит: «Если твои дела рассчитаны на год – сей рожь, если на десятилетие – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей».